Мэ́ттью Джеймс Бе́ллами (англ.
Matthew James Bellamy) (родился 9 июня 1978 года в Кембридже, Великобритания) — вокалист, гитарист, клавишник и композитор, фронтмен группы
Muse.
Вокал
Мэтта является неотъемлемой частью звучания
Muse. Этот фальцет — одна из главных отличительных особенностей группы. В одном из интервью напарник
Мэтта, ударник Доминик Ховард упоминал, что у
Мэтта необычно маленькие голосовые связки, что и обуславливает его способность петь в высоком диапазоне. Его манеру пения сравнивают с Фредди Меркьюри из
Queen, Томом Йорком из
Radiohead, Экслом Роузом (Axl Rose) из
Guns N' Roses, Джимми Некко (Jimmy Gnecco) из
Ours, Эмили Вордсуорт (Emilé Wordsworth), Боно, и, главным образом, с Джеффом Бакли (Jeff Buckley), который, по мнению самого Беллами, оказал наибольшее влияние на его творчество.
Стиль игры
Беллами на фортепиано навеян творениями пианистов романтического направления, такими, как Сергей Рахманинов, результатом чего является сплав классического романтизма и рок-музыки, столь характерный для многих песен Muse. В частности, композиции «
Space Dementia», «
Megalomania», «
Ruled by Secrecy» содержат неточные цитаты из первой части Концерта для Фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова, а «
Butterflies and Hurricanes» — из каденции третьей части.
В своих живых выступлениях
Беллами часто прибегает к длинным романтическим фортепианным соло. Прелюдия в До-диез мелодическом миноре открывает «
Screenager» на сборнике «
Hullabaloo», которая была сыграна вживую.
Альбом
Black Holes And Revelations отсылает нас к русскому композитору романтического направления П. И. Чайковскому. В песне
Hoodoo, ближе к концу, можно услышать начальные аккорды его Концерта для фортепиано с оркестром № 1, звучащие в миноре, перед тем как вступают другие инструменты.
Некоторые особенности своей игры на гитаре
Беллами объясняет влиянием Джимми Хендрикса и Тома Морелло (Tom Morello) из
Rage Against the Machine. Очевидные заимствования из последнего присутствуют на втором альбоме
Origin of Symmetry в большинстве песен
Muse, основанных на рифф-партиях, и выражаются в широком использовании Беллами эффектов быстро меняющихся тональностей (
pitch-shifting effects) в его соло, как например, в случае с
Invincible с альбома
Black Holes And Revelations.
Беллами также разделяет любовь Морелло к необычным и эксклюзивным примочкам для своей гитары.
В числе групп и музыкантов, оказавших на него воздействие,
Мэтт в разное время называл:
Nirvana, Primus, Том Уэйтс.Биография
Его отец имел непосредственное отношение к музыке (единственный из родителей всех троих участников Muse) — Джордж Беллами играл на гитаре в составе нескольких групп, причем одна из них — весьма успешные The Tornados. Мать Мэтта была со странностями, и часто приходя из школы, он слышал, как она разговаривала с мертвыми, причем, не используя никаких спиритических приспособлений. У него есть старшая сводная сестра (дочь отца от предыдущего брака) и брат.
В 1990 году семьи музыкантов Криса Уолстенхолма,Мэттью Беллами и Доминика Ховарда переехали в приморский городок Тейнмут, графство Девон, Великобритания. Изнурительная жара летом, лютый холод зимой — то, к чему с трудом привыкали все жители. «Если тебе от 13 до 18, это место кажется сущим адом. Все, что мы делали — курили и слушали музыку. Больше нам нечем там было заниматься», — вспоминает Мэттью. В семье был достаток, и у Мэтта было все, что ему хотелось. Но через несколько лет родители разводятся, и все меняется в его жизни. Теперь он живет у бабушки, и именно в это время он серьезно начинает заниматься музыкой. Это становится для него необходимостью.
Чтобы попасть в популярную местную группу Доминика Ховарда Gothic Plague, Мэттью начинает учиться играть на гитаре. Когда в Gothic Plague освобождается место гитариста, Мэттью не упускает шанса этим воспользоваться. В течение пары последовавших за этим лет в группе все время меняется состав, одни уходят, другие приходят. Мэтт потом скажет со смехом: «Все остальные сбежали, не вынеся моего общества…»
Именно в то время Мэттью начинает серьезно писать свои собственные песни, которые пока никому были не нужны, и пока что совсем не вызывали восторга у слушателей, что не пугало авторов. Как позже будет вспоминать Крис, басист Muse: «Наоборот, мы стали все больше склоняться к тому, чтобы продолжать писать и играть собственные песни. Вначале мы играли в пустых клубах, но мы пообещали себе, что мы больше никогда не будем исполнять кавер-версии, и мы сдержали слово».
После окончания школы Мэтт уезжает в путешествие по Европе. Он посещает Италию, а также Испанию, где он знакомится с одним испанским гитаристом, у которого ему удается поучиться игре на испанской гитаре в стиле фламенко, да и вообще уму-разуму. Также некоторое время он проводит в Греции. Во время путешествия с ним случаются, по его словам, очень серьезные вещи: любовные истории, к примеру. И именно в Греции рождается та самая песня, названная «Muscle Museum», странным сочетанием слов, найденных Мэттом в карманном словаре по соседству с названием его группы.
В начале 1997 года Мэтт работает художником и оформителем. Он по прежнему играет в свободное время с ребятами, которые тоже нашли себе занятие: Крис работу помощника в гитарном магазине, а Доминик довольствуется случайными приработками. На одном из самых заурядных концертов летом 1997 года с группой встретился представитель лейбла Dangerous Records и предложил им записаться в студии. Это положило начало славе Muse как музыкальной группы и самого Беллами как одного из величайших живых исполнителей мира.
Берлин, Admiralspalast. 07.09.09
На вышедшем в сентябре 2003 года альбоме Absolution явно заметен переход от бури эмоций, которые наполняли предыдущие альбомы Muse к более взвешенным и тонким лирически-депрессивным настроениям. Наиболее вероятным представляется, что у Мэтта возникли проблемы с самоидентификацией в результате резко возросшей популярности. Не зря основной проблемой, которую приносит ему Muse, Мэтт называет полное отсутствие нормальной личной жизни. Женщины смотрят на него как на звезду, а не как на обычного провинциального паренька. Известно лишь, что Мэтт осознавал то изменение звучания альбома, которое в итоге вышло, и очень переживал по поводу того, как его воспримут слушатели.
Увлечение Беллами теорией мирового заговора обнаружилось после релиза альбома Absolution, одна из песен которого Ruled By Secrecy («Тайно управляемые») названа по мотивам книги Джима Маррса (англ. Jim Marrs) «Тайная власть» («Rule By Secrecy»). B-Side Futurism также затрагивает тему возможного безрадостного будущего.
Загадки, касающиеся Иллюминатов, появились во время поиска сокровищ, который Muse устроили для фанатов в 2005 г. в рамках акции MTVU «Вторжение в Университет» («MTVU Campus Invasion Tour») и зашифрованных посланий, связанных с предстоящим выходом их нового альбома. Интерес Беллами к метафизике также очевиден. Muse принадлежат к музыкантам вроде Tool, являющихся проводником политических и философских направлений в современной музыке.
В альбоме Black Holes and Revelations Беллами проявляет гораздо больший оптимизм по сравнению с ранними, более мрачными темами, всё ещё придерживаясь прежних своих концепций. Трек Exo-Politics («Космо-политика») отсылает слушателя к угрозе пришельцев Зета, и предполагает, что «наши лидеры скрывают от людей правду» («it’s just our leaders in disguise»), поднимая тему теории заговора, в соответствии с которой правительства утаивают факты вторжения пришельцев. Эту проблему активно разрабатывает Стивен Грир (англ. Steven Greer) предлагая всем, у кого есть такая возможность (добровольным информаторам общества, имеющим доступ к закрытым источникам, вроде последнего немецкого ученого Вернера фон Брауна, работавшего на НАСА) политикам, СМИ и зрителям во всем мире участвовать в его проекте «Разоблачение» (Disclosure Project).Всё нагло скопипастено с
Википедии